Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой

   666793 , ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.УСТЬ-КУТ, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 69

 Приемная:+7 (39565) 5-94-51,                 6-04-25 
 ФАКС: +7 (39565) 6-04-22
 GLAVA@ADMUSTKUT.RU
20.05.2020

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ

К подготовке этого материала подтолкнули обсуждения в социальных сетях работы городской администрации, когда речь шла о строительстве или ремонте тех или иных объектов, обслуживании дорог. Часто, люди, не знающие, что такое закон о государственных и муниципальных закупках №44-ФЗ, берутся давать советы, как все можно сделать просто и легко, и осуждают городские власти за медлительность или за неправильный выбор подрядчика, а то и бросают прямое обвинение в том, что «у них там всё схвачено и проплачено». А как всё обстоит на самом деле? Пролить свет на истинное положение вещей поможет Ирина Карасёва, начальник отдела закупок городской администрации.

– Ирина Владимировна, Вы возглавляете отдел закупок, под которыми подразумевается проведение всех торгов и аукционов по выбору подрядчиков для реализации проектов, приобретения материалов, словом, всего, без чего невозможна жизнедеятельность нашего муниципалитета. Обыватели как представляют себе эту работу? Городские власти бросают клич, что надо сделать то-то и то-то. Желающие заработать на муниципальных подрядах этот клич принимают и приносят вам в конвертах свои предложения. Вы в отведённый час эти предложения рассматриваете и выбираете из них наиболее понравившееся. И получается, что профессиональные качества вы определяете плохо, поэтому и качество работ хромает.

– Это абсолютно неверное представление о принципах размещения муниципальных закупок. Мы руководствуемся Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и должны действовать строго в его рамках. А всё начинается с составления плана- графика, который формируется в соответствии с принятым бюджетом. План-график выставляется на сайте единой информационной системы в сфере закупок и находится в открытом доступе. То есть в любой точке государства любой желающий может посмотреть, что мы планируем в текущем году и на два года планового периода, и определить для себя, какие контракты он хотел бы заключить.

– То есть все торги и аукционы проводятся в электронном формате. Напрямую с потен-циальными подрядчиками во время отбора на строительство того или иного объекта городская администрация не контактирует. О победителях становится известно, что называется, пост-фактум, когда процедура состоялась?

– Всё проводится в электронной форме, через торговую площадку и через оператора. У нас есть окончательный день по приёму заявок на каждый размещённый объект, и до проведения аукционов мы даже не знаем, кто их подал. Мы проверяем заявки на соответствие требованиям и допускаем их к аукциону, и только после его проведения мы узнаём наименование фирмы-победителя и остальных участников.

– В торгах может принять участие любая фирма, независимо от того, где она находится, практически из любого населённого пункта России, я правильно понимаю?

– В законе прямо сказано, что любой участник, зарегистрированный на сайте единой информационной системы в сфере закупок, может участвовать в любом объявленном аукционе. Выиграть торги могут фирмы не только из Усть-Кута, но и других городов, и даже ближнего зарубежья, например, Беларуси. И у нас нередко выигрывают иногородние предприятия. Затем приезжают и выполняют работы. Из-за этого бывают совсем непредвиденные ситуации. Прошлой зимой был объявлен электронный аукцион на содержание лестниц и очистку их от снега. Специалисты «Службы заказчика по ЖКХ» посчитали сметную стоимость, вышло порядка четырёх миллионов. И вот проходят торги, и победителем становится некая фирма из Нижнего Новгорода, которая снизила стоимость контракта в четыре раза, до одного миллиона рублей. Мы сразу поняли, что из Нижнего Новгорода никто к нам чистить лестницы не поедет, и миллион – это нереальная цена, чтобы делать работы качественно. И наши опасения оправдались. Городская администрация так и не смогла связаться с руководством новгородской фирмы. Пока пытались до них дозвониться, пока подавали жалобу в антимонопольную службу Иркутской области, чтобы внести их в список недобросовестных подрядчиков, пока объявляли новые торги… А все это время лестницы просто некому было обслуживать, ведь бесплатно это никто не будет делать.

– А наказать такую фирму как-нибудь можно?

– Мы внесли эту фирму в реестр недобросовестных поставщиков, и она больше не сможет принять участие в электронных торгах, где есть это ограничение. И задаток, который участник подаёт перед аукционом на обеспечение заявки, в данном случае площадкой был передан в городской бюджет. Но в этом случае сумма была небольшая, 40 835,10 рублей.

– Но ведь эта фирма была не единственной, которая заявилась на обслуживание лестниц, почему не заключили со следующим участником?

– Второй участник был таким же сомнительным. Он был тоже иногородним, также сильно снизил сумму контракта, и мы понимали, что за такие деньги обеспечить качественное содержание лестниц просто нереально, ведь первоначальная смета была посчитана по минимуму. Поэтому не стали рисковать и разместились повторно.

– На этот год какие объекты выставлены на торги?

– Были проведены торги по проектам программы «Народные инициативы» на приобретение многофункционального экскаватора и четырёх автобусов. Экскаватор уже пришёл, а автобусы должны подойти в начале июня. Был отторгован ремонт красного моста через реку Куту. Работы ведутся. В этом году продолжится реализация программы «Городская благоустроенная среда», проведены торги по благоустройству территории вокруг районного культурно-досугового центра «Магистраль», должны приступить к работам. В этом году по этой программе будут благоустроены и два двора на улице Горького, 50А, и Набережная,36 и 37. Был размещен заказ на проектирование строительства дороги общего пользования от бывшего мясокомбината на ЯГУ до объездной дороги, победитель определился, им стала фирма из Иркутска. По итогам торгов с нашим муниципальным предприятием «Автодор» заключён контракт на ямочный ремонт асфальтного покрытия городских дорог. Прошёл аукцион на ремонт участка дороги от пересечения Дзержинского – Халтурина до улицы Некрасова, его выиграла иркутская фирма. Из крупных объектов намечены торги на строительство котельной на Бирюсинке, там очень большая сумма, более трёхсот миллионов рублей, из городского бюджета будет потрачено только десять процентов, остальное финансирование выделило областное правительство.

– Есть ещё один объект, который будет размещаться второй год, потому что нет желающих взять его на подряд, речь идет о берегоукреплении.

– В прошлом году мы девять раз проводили по нему аукцион, но ни одной заявки не было подано. На 2020 год этот объект сохранился в плане-графике, и хочется надеяться, что все-таки желающие построить этот объект появятся.

– Но и в других случаях городская администрация никак не может повлиять на то, кто станет победителем торгов? Его определяет предложенная наименьшая цена контракта?

– Мы обязаны действовать строго в рамках закона и, если нарушим его, не избежим судебных разбирательств. Подрядчики теперь юридически очень подкованы, и для них нет проблем, чтобы обратиться в суд с исковым заявлением. В последнее время появилось много жалобщиков, их даже называют профессиональными, которые специализируются на оспаривании проведённых аукционов. Такие жалобы рассматриваются в Управлении федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, но всегда решаются в нашу пользу, потому что мы действуем по закону.

– Спасибо, за интервью, Ирина Владимировна. Надеюсь, теперь устькутянам станет более понятно, как действует система выбора подрядчиков для строительства городских объектов, и они будут судить об этом более обоснованно.