Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой

   666793 , ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.УСТЬ-КУТ, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 69

 Приемная:+7 (39565) 4-02-62,                  
 ФАКС: +7 (39565) 6-04-22
 GLAVA@ADMUSTKUT.RU
23 Ноября 2024      2395

АГРЕГАТОР. НОВОЕ ПОНЯТИЕ В «ЗАКОНЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

С 1 января 2019г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018г. №250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий специальное регулирование для деятельности владельцев агрегатора. Владелец агрегатора – это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и которые представляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Выражение «товарный агрегатор», или иначе «маркетплейс» (англ. Marketplace – место торговли, рынок товаров) используется для обозначения электронной торговой площадки, на которой продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре; покупатели, выбрав подходящий товар, заключаю с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д. на сегодня наибольшую известность имеют такие маркетплейсы, как Ozon, Amazon, ЯндексМаркет, eBay.

Электронные торговые площадки могут использоваться не только для торговли товарами, но и в иных направлениях коммерции (например, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поисковики авиабилетов (aviasales.ru), новостные агрегаторы и т.д.).

Комментируя Закон об агрегаторах, специалисты отмечают, что агрегатор, по сути, представляет собой посредника между продавцами покупателями (применительно к торговым (маркетплейсам), между перевозчиками и пассажирами (применительно к агрегаторам такси), между исполнителями и заказчиками (применительно к агрегаторами оказания услуг – поиску гостиниц, ресторанов, туров и т.п.) и т.д. При этом подчеркивается, что владелец агрегатора (правообладатель платформы) несет соответствующую ответственность.

Впрочем, надо иметь в виду, что в некоторых случаях правообладатель платформы может одновременно выступать в роли и продавца, исполнителя – когда предлагает на своей электронной площадке собственные товары и услуги.

В соответствии с новым п.1.2. ст.9 Закона о защите прав потребителей владелец агрегатора обязан предоставить информацию о своем фирменном наименовании (наименовании) и месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, индивидуального предпринимателя. Такие же сведения должны быть представлены владельцам агрегатора в отношении всех продавцов или исполнителей, зарегистрированных на его электронной площадке.

В силу п.2.2. ст.12 Закона о защите прав потребителей владелец агрегатора должен возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), если потребителем заявлено такое требование и одновременно наличествует два условия:

 товар (услуга), оплаченный потребителем, не был передан ему в срок (услуга не оказан в срок);
 потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с нарушением срока передачи товара.

Помимо перечисленных положений об агрегаторах в Законе о защите прав потребителей разъяснена ответственность владельцев агрегаторов. В соответствии п.2.1. ст.12 Закона о защите прав потребителей владелец агрегатора несет ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), если на основании этой информации потребителем был заключен договор купли-продажи или возмездного оказания услуг. То есть владелец агрегатора должен возместить убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе).

Но если информация была неверно указана самим продавцом или исполнителем, владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю.



Возврат к списку