666793 , ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.УСТЬ-КУТ, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 69
С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности. Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Что такое маркировка? Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий. Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) – маркировку будет осуществлять Гознак.
Где находится маркировка товара? На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
Зачем нужна маркировка товара? С помощью маркировки (КиЗ) можно идентифицировать товар, его подлинность, отследить его путь от производителя до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.
Кто может маркировать товар? Маркирует товар только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Что такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. Главные задачи системы Честный знак – это борьба с контрафактом и контроль за качеством.
Кто участвует в процессе маркировки? Распределение ролей в рамках процесса следующее:
· производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
· поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
· торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Какие товары должны быть обязательно маркированы?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
· Алкоголь - с 1 января 2016, регистрируется в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС);
В системе «Честный знак»:
· Шубы и изделия из меха - с 12 августа 2016;
· Табачные изделия - с 1 июля 2019;
· Обувь - с 1 июля 2020 года;
· Товары лёгкой промышленности - с 1 января 2021 года;
· Духи и туалетная вода – с 1 октября 2020;
· Шины и покрышки - с 1 ноября 2020;
· Фотоаппараты и лампы-вспышки - с 1 октября 2020;
· Упакованная питьевая вода - с 1 декабря 2021;
· Молочная продукция– с 1 июня 2021;
· Пиво и слабоалкогольные напитки – с 1 октября 2023;
· Безалкогольные напитки – с 1 декабря 2023;
· БАДы, антисептики - с 1 сентября 2023.
· Лекарственные препараты – с 1 июля 2019;
· Медицинские изделия – с 1 сентября 2023;
· Кресла-коляски – с 1 сентября 2023;
Какие виды маркировок применяются?
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрих кодами DataMatrix.
Что должна содержать маркировка товара?
· Наименование товара
· Предназначение
· Информацию о производителе
· Страну производства
· Контактную информацию
· Объем
· Срок годности
· Информацию об особых условиях хранения
· Рекомендации по использованию
· Меры предосторожности
· Данные о партии
· Состав.
Какая ответственность за нарушение обязательных требований по маркировке?
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Штраф для граждан составляет от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц – от 50 до 300 тысяч руб., а также конфискация не промаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость не промаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.
Благодаря введению обязательной маркировки товара, у потребителя появилась возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской
области» с использованием материалов
СПС Консультант плюс
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru
Возврат к списку